Снюс. Профилактика и первая помощь. Памятка.
Снюс. Профилактика. Памятка для учащихся.
Памятка ПРОФИЛАКТИКА ПАВ
Факторы риска употребления ПАВ
Памятка об ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ
Уважаемые родители!
Здоровье ребенка — самое большое счастье для родителей.
Но, к сожалению, все больше и больше подростков начинают употреблять табак, алкоголь и наркотики (далее ПАВ - психоактивные вещества).
Наиболее типичные жизненные проблемы, решая которые подростки становятся наркоманами:
1.Любопытство.
2.Давление группы, отсутствие навыка отказа.
3.Попытка решить семейные или личные проблемы.
4. Установить дружеские отношения со сверстниками.
5..Сенсация, возможность привлечь внимание.
6.Скука, неумение интересно проводить свободное время
Несколько правил, позволяющих предотвратить потребление ПАВ подростками:
1. Общайтесь друг с другом
Общение — основная человеческая потребность, особенно для родителей и детей. Отсутствие общения с вами заставляет ребенка обращаться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить. Но кто они и что посоветуют Вашему ребенку?
Помните об этом, старайтесь быть инициатором откровенного, открытого общения со своим ребенком.
2. Выслушивайте друг друга
Умение слушать — основа эффективного общения, но делать это не так легко, как может показаться со стороны. Умение слушать означает:
• быть внимательным к ребенку;
• выслушивать его точку зрения;
• уделять внимание взглядам и чувствам ребенка.
Важно знать, чем именно занят ваш ребенок. Иногда внешнее отсутствие каких-либо не желательных действий скрывает за собой вредное занятие. Например, подросток ведет себя тихо, не грубит, не пропускает уроков. Ну, а чем он занимается? Ведь употребляющие наркотические вещества и являются "тихими" в отличие от тех, кто употребляет алкоголь. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон "говорит" не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым или снисходительным.
Поддерживайте разговор с ребенком, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: "А что было дальше?" или "Расскажи мне об этом..." или «Что ты об этом думаешь?» Любой ребенок хочет чувствовать себя значимым, особенным и нужным. Вы можете помочь своему ребенку развить положительные качества и в дальнейшем опираться на них. Когда ребенок чувствует, что достиг чего-то, и вы радуетесь его достижениям, повышается уровень его самооценки. А это, в свою очередь, заставляет ребенка заниматься более полезными и важными делами, чем употребление наркотиков.
3. Ставьте себя на его место
Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы неплохо показать, что вы осознаете, насколько ему сложно. Можно рассказать какие-то похожие истории из вашего детства или ваших знакомых. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему это действительно необходимо. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит. Если Вам удастся стать своему ребенку ДРУГОМ, вы будете самым счастливым родителем!
4. Проводите время вместе
Очень важно, когда родители вместе занимаются спортом, музыкой, рисованием или иным способом устраивают с ребенком совместный досуг или вашу совместную деятельность. Это необязательно должно быть нечто особенное. Пусть это будет поход в кино, на стадион, на рыбалку, за грибами или просто совместный просмотр телевизионных передач. Для ребенка важно иметь интересы, которые будут самым действенным средством защиты от табака, алкоголя и наркотиков. Поддерживая его увлечения, вы делаете очень важный шаг в предупреждении от употребления ПАВ.
5. Дружите с его друзьями
Очень часто ребенок впервые пробует ПАВ в кругу друзей. Порой друзья оказывают огромное влияние на поступки вашего ребенка. Он может испытывать очень сильное давление со стороны друзей и поддаваться чувству единения с толпой. Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим обязанностям, к школе и так далее. Кроме того: в этом возрасте весьма велика тяга к разного рода экспериментам. Дети пробуют курить, пить. У многих в будущем это может стать привычкой. Поэтому очень важно знать друзей, с которыми общается ваш ребенок.
6. Подавайте пример Алкоголь, табак и медицинские препараты используются многими людьми. Конечно, употребление любого из вышеуказанных веществ законно, но здесь очень важен родительский пример. Родительское пристрастие к алкоголю и декларируемый запрет на него для детей дает повод обвинить вас в неискренности, в "двойной морали". Несовершенные сами, мы не можем вырастить совершенных детей!
Признаки, по которым можно определить, что ребенок начал употреблять наркотики.
• Резкие перепады в настроении ребенка: беспричинное возбуждение, апатия, смех без повода или сонливость.
• Изменение ритма сна ребенка: в течение дня он сонлив, вял, медлителен, а после вечерней прогулки выглядит бодрым и энергичным.
• Изменение аппетита и поведения ребенка во время еды: может целыми днями не есть и не жаловаться на то, что голоден, а после прогулки готов проглотить целого "слона".
• Общение по телефону с использованием странных слов, понятных только говорящим.
• Потеря интереса к прежним увлечениям, занятиям.
• Исчезновение денег и вещей из дома.
• Проявление раннее не свойственной грубости, лживость, изворотливость.
• Незнакомый, странный запах, который порой исходит от ребенка.
• Наличие признаков простуды: заложенность носа, чиханье, слезотечение, чувство озноба, потливости – это могут быть первые признаки отмены наркотика (наркотическая ломка).
Все перечисленное - только повод задуматься, все ли в порядке. Ведь характер ребенка, его поведение в семье с возрастом меняются. И по первому изменению поведения ребенка сильно волноваться не стоит. Но необходимо продолжить наблюдение за ребенком, если такие признаки вы будете наблюдать и дальше. Если у вас все же возникли подозрения по поводу употребления наркотиков надо внимательно осмотреть комнату ребенка и его вещи.
Если вы обнаружите: дешевые папиросы, кусочки фольги, закопченные ложки, бритвенные лезвия со следами белого порошка или бурой грязи, шприцы и иглы, тогда все сомнения отпадают, вам надо признать, что сын или дочь познакомились с наркотиками.
Что делать если вы узнали о том, что ребенок попробовал наркотик?
Употребляющему наркотики человеку можно помочь избавиться от этой опасной привычки только в том случае, если он сам этого захочет!!!
Перед тем, как провести с ребенком серьезный разговор, составьте для себя список доводов, чтобы разъяснить, почему возникла потребность в таком разговоре.
Будьте готовы, что разговор вызовет у вашего ребенка раздражение. Нужно ожидать, что ребенок попробует «надавить» на ваши чувства. Но ваша твердая позиция будет для него
наилучшей заботой.
Поэтому объясните ему всю опасность употребления наркотиков:
Первое, что нужно объяснить ребенку, что легких наркотиков не бывает!!!
Наркомания часто начинается с курения какой-то «легкой» травки,
а заканчивается наркотической зависимостью!!!
• расскажите, что через шприц довольно легко получить ВИЧ-инфекцию и гепатит С, который сделает его инвалидом;
• что под разрушительным воздействием наркотика он очень быстро утратит память и не сможет не только работать на компьютере, но даже прочитать книгу;
• что наркоман не сможет иметь здоровых детей;
• объясните, что состояние, в котором он находится это болезнь. Как и любая другая болезнь, наркомания подлежит лечению, а если тяжелую болезнь пустить на самотек, она может привести к смерти;
Если вы подозреваете, что ваш ребенок употребляет наркотики, не делайте вид, что ничего не случилось. Не тяните время – обратитесь к специалисту наркологу.
Не следует бояться слова «нарколог», т. к. в данной ситуации помочь вам сможет только профессионал.
Ваша задача уговорить ребенка обратиться за помощью к специалистам!!!
Поддержите его, проявите понимание и заботу.
И постарайтесь стать для своего ребенка не врагом, от которого нужно скрываться и таиться, а союзником, который поможет справиться с надвигающейся бедой!!!
Что делать педагогу?
- Сообщить о своих подозрениях руководству учебного заведения и обсудить тактику действий.
- Сообщить о своих подозрениях родителям учащегося и убедить их в необходимости грамотно решить возникшую проблему.
- Помочь организовать встречу со специалистами в области наркологии, дать родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса, телефоны наркологических учреждений.
- Вместе с родителями провести беседу с учащимися и обеспечить контроль за их поведением и оказание им помощи в условиях учебного учреждения.
- Объявить учащемуся, что в случае обнаружения у него наркотических средств может быть возбуждено уголовное дело; о противоправных и хулиганских действиях будет сообщено в соответствующие правоохранительные органы.
- В случаях продолжения наркотизации ставьте вопрос об организации лечебной и реабилитационной помощи в специализированном наркотическом учреждении (центр, больница и пр.).
за 2 полугодие 2021-2022 учебного года
в МОБУ Чернятинская ООШ
Мероприятия по профилактики употребления ПАВ в образовательной среде являются основой системного подхода к организации работы по предупреждению детской зависимости. Основная цель наших мероприятий – недопущение употребления школьниками психоактивных веществ. Профилактика употребления ПАВ – это не только обсуждение вредности и печальных последствий курения, алкоголизма, наркомании, не запугивание их страшными бедами, а прежде всего помощь в освоении навыков эффективной социальной адаптации – умения общаться, строить свои отношения со взрослыми и сверстниками, в развитии способности оценивать свое эмоциональное состояние и управлять им.
Работа по профилактике употребления ПАВ и токсических средств, алкоголизма и табакокурения осуществлялась в школе по нескольким направлениям:
-Выявление учащихся, склонных к употреблению алкогольных напитков, к табакокурению, индивидуальная работа с ними.
-Педагогические лектории для родителей учащихся 1-9 классов.
-Работа преподавателя ОБЖ.
- Профилактическая работа классных руководителей.
Задачи, стоящие перед педагогическим коллективом в 2021-2022 учебном году:
1)развитие у учащихся таких жизненных навыков, как, например, навыки принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям;
2) формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него;
3) повышение уровня психосоциальной адаптации детей;
4) выработка активной жизненной позиции исключающей использование ПАВ в качестве средства ухода от жизненных проблем.
Работа по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ в 2021 – 2022 учебном году проводится в соответствии с утверждённой программой по профилактике употребления ПАВ в МОБУ Чернятинская ООШ. План данной программы включает в себя следующие направления работы:
- Выявление и учёт учащихся, склонных к отклоняющемуся и агрессивному поведению, систематически пропускающих учебные занятия без уважительных причин.
- Выявление и учёт семей, находящихся в социально-опасном положении, и семей, нуждающихся в помощи органов социальной защиты, и оказание им психолого-педагогической и социально-педагогической помощи.
- Организация досуга учащихся в различных школьных кружках и секциях во внеучебное время.
- Организация и проведение общешкольных и классных мероприятий, направленных на предупреждение и профилактику правонарушений.
- Использование программ и методик по выявлению и развитию способностей каждого учащегося, на формирование здорового образа жизни, на ориентированность высоких нравственных ценностей и профилактику безнадзорности и правонарушений.
В начале учебного года были проведены опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния данной проблемы по классам. Анализ результатов анкетирования позволил сделать выводы о степени вовлеченности детей в проблему и выделить три целевые группы:
-дети, имеющие опыт употребления алкоголя и табака;
-дети, для которых характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков, алкоголя, табака;
- дети, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков, алкоголя и табака.
Анализ был обсужден на заседании методического объединения классных руководителей. Он позволил планировать и вести работу дифференцированно в каждом классе. Методы работы: информационный, метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций), конструктивно – позитивный метод (организация тренингов направленных на повышение психологической устойчивости. Формы работы: лекция, беседа, семинар, ролевая и деловая игра, дискуссия, конкурс творческих работ(рисунков, плакатов, коллажей), показ видеоматериалов с антитабачным антиалкогольным антинаркотическим содержанием.
Учебные программы ОБЖ, биологии, физической культуры, окружающего мира обеспечивают интеграцию профилактического содержания, содержат вопросы, направленные на формирование здорового образа жизни.
Мероприятиями в области здоровьесбережения охвачены все учащиеся учреждения: 100% учащихся являются членами физкультурно-оздоровительного клуба «Ритм -10». 78% учащихся занимаются в спортивных кружках и секциях.
Классными руководителями проводятся мероприятия, способствующие заинтересованности в сохранении собственного здоровья. В работе с учащимися для формирования здорового образа жизни используются разнообразные, нестандартные формы: беседы-диалоги, ролевые игры, социальный опрос, самотестирование, викторины.
Кроме этого для ребят были организованы просмотр презентации «Умей сказать: «Нет!»» и видеоролика «Село без наркотиков», целями которых былосформировать у учащихся устойчивое отрицательное отношение к «первой пробе» ПАВ,содействовать формированию морально-волевых качеств ребят,создать условия для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии ПАВ на жизнь человека.
Мероприятия по формированию здорового образа жизни
для обучающихся начальной школы в МОБУ Чернятинская ООШ
во 2 полугодии 2021-2022 учебного года
Особое значение для нас имеет формирование культуры здоровья – понимания ценности здоровья и здорового образа жизни. Поэтому для ребят начальной школы были организованы следующие мероприятия: конкурс рисунков «Путешествие в страну здоровья», викторина «Сам себе я помогу и здоровье сберегу!», спортивная программа "В здоровом теле-здоровый дух", конкурс рисунков на асфальте "Здоровье-наше богатство". Целями,этих мероприятий было настроить детей на здоровый образ жизни, вызвать интерес к вопросам здоровья, привить навыки правильного режима дня, подвести к мысли, что самое главное в жизни – это здоровье, что именно они ответственны за состояние своего организма. Ребята с удовольствием приняли участие во всех предложенных конкурсах, викторинах.